Какой бы ни была эпоха, невеста – это всегда показатель моды и вкуса времени. Как менялась мода на свадебные прически за последние 100 лет, расскажут нам свадебные журналы, старые бабушкины фотоальбомы, даже блошиные рынки. Удивительно, во все времена даже если невеста выходила замуж в недорогом платье или в мамином образе, девушка всегда искусно преобразовывала этот наряд под себя. Находя и добавляя «изюминку» в аксессуарах или прическе опять же в дань моде.
Свадебные прически начала XX века, 10-е гг.
Девушки со старых снимков начала XX века выходили замуж в образе с одной стороны нежном, а с другой – сверхэлегантном. Платья отличались закрытыми рукавами, украшенными рюшами. Воротники-стойки и зачастую массивная фата. На голове счастливой, но почему-то на большинстве фотокарточек грустной невесты красовалась аккуратная корона из волос. Прическа четко обрамляла лоб и лицо. Часто это были мелкие кудряшки, уложенные по контуру лба «рамочкой». Основную часть волос убирали между лбом и затылком, туда же и крепилась фата. Композицию прически невесты дополняли нежные цветы там же, вокруг короны.
Еще один образ из прошлого – нежная, но слегка игривая невеста. Пышный кринолин, аккуратный чепчик из кружева на голове и низкая фата. Прическа слегка выбивается из-под чепца элегантной волной. Тогда еще не было понятия «голливудская» волна, так что эта невеста, вероятно, употребляла другое определение. Волнистые и кудрявые волосы тогда считались писком моды. Их укладывали на затылке, делали низкий пучок, прятали под чепчик. Но всегда несколько «кудельков» игриво выглядывали около лица.
К слову, в те годы почти все невесты покрывали головы фатой. В дополнение шли разные аксессуары: кружево, цветы, ленты, чепцы и даже тиары.
20-е гг.
Невеста 20-х годов становится более раскрепощенной, пытается экспериментировать. Она выбирает платья покороче, демонстрируя икры, локти и ключицы. Крой чаще всего простой – а это отличный вариант, чтобы поиграть с аксессуарами. При виде образа невесты 20-х в глаза сразу бросается пышный букет и… шляпка. Такого вида «скафандр» на голове назывался в то время bridal cap. Шляпка была единым целым с уже не такой массивной фатой, однако последняя все еще продолжала напоминать москитный шатер. Сама свадебная прическа под этой конструкцией была практически незаметна. Это либо аккуратные букли в стиле «принцесса Лея из прошлого», либо аккуратное карэ. Да, в 20-е годы модницы понемногу начинали смелеть и срезать свои кудрявые косы. К слову, брайдал кэп совсем не обязательно шла в сочетании с фатой. А ближе к 30-м вообще плавно превратилась в некое подобие косынки. В наше время звучит весьма топорно, но вы только посмотрите на эти образы!
30-е гг.
В 30-е гг свадебная мода вернулась на пару шагов назад. Выходя замуж, девушки копировали нежность и утонченность начала века, но уже добавляя новые «хотелки». Так, невеста 30-х ярко красилась, украшала прическу перьями. Ближе к середине десятилетия невесты начали наряжаться в короткие платья ниже колена, с ними укоротилась и фата. Обязательный атрибут невесты 30-х – это головной убор. Маленькая таблетка с вуалью, шляпа с широкими полями – порой этот аксессуар полностью заменял фату. Модницы в те года уже начали осветлять волосы, так что дворцы бракосочетаний запестрили молодыми тогда еще «желтоголовыми» невестами. Кудри осветляли, завивали локоны и укладывали на косой пробор. Такая прическа звалась «пикабу», которая стала популярна благодаря актрисе Веронике Лейк. Слегка мультяшный образ невесты сегодня бы воспринялся уже с насмешкой. Обесцвеченные волны, густо подведенные глаза, томный взгляд – элегантно, но, увы, слишком театрально для современности.
40-е гг.
То, как наряжались девушки-невесты в этот период, подтверждает мысль о том, что девушка будет стараться выглядеть шикарно в любых условиях. Итак, 40-е. Большинство «модных тенденций» в этом десятилетии по понятным причинам были взяты из предыдущих годов. Поэтому и свадебные платья зачастую были мамиными или бабушкиными. Юные модницы старались их адаптировать под современные течения. И тем не менее, в 40-х годах прошлого века образ невесты был достаточно скромен. Незамысловатыми были и свадебные прически. Легкая укладка стриженных по плечи или чуть выше волос, изысканное украшение (часто тоже передавалось по наследству). Альтернативный вариант – высокий пышный пучок волос с фатой, длинные перчатки. Ничего кричащего и вызывающего. Фату было модно носить до колен, платье – простой клеш. Атлас и жемчуг в одежде. В прическе – небольшая вуалетка, скромная лента. Весь гламур пришелся уже на 50-е.
50-е гг.
После ужасов Второй Мировой войны на подиум выходит красотка от Dior – легкая, смеющаяся, игривая. Женственный и романтичный образ невесты из 50-х – эта та самая классика ретро, которую мы обычно представляем под этим словом. На голове у невесты в середине прошлого века можно наблюдать конструкцию из завитков, украшенную атласными лентами, уже полюбившимися твердыми шляпками-таблетками. Стандарт прически невесты – приподнятый затылок, идеальная «рамочка» вокруг лба и низкая «корзинка» из волос. Писк моды в это время – шиньоны, пышные локоны. Длинные косы завивали в кудри и закалывали в высокий небрежный пучок. Фату в эти годы надевали редко, либо она была суперкороткая: максимум – по плечи. В целом, невеста смотрелась, словно только сошла с Pin—up обложки журнала.
Другой вариант образа 50-х – привилегированный шик. Это дорогие роскошные платья, в которых выходили замуж кинозвезды первого сорта. Так, в 56году обручилась великолепная Грейс Келли. Замуж за принца Монако Грейс пошла в скромном, но неповторимом закрытом свадебном платье, которое создала для нее голливудский дизайнер Хелен Роуз. Прическу к этому наряду Грейс выбрала такую же лаконичную, как и весь образ – гладко убранные на затылке волосы. Голову королевской невесты украсила кружевная шапочка и фата, длиной до пола. Знаменитый свадебный образ Грейс середины 50-х пытались копировать еще долгие годы.
60-е гг.
Если в 50-х еще присутствовала легкая небрежность в прическе невесты, то спустя 10 лет от нее не осталось и следа. Не от невесты, конечно. Голову новобрачной украшала лаконичная, элегантная и при этом оригинальная для того времени конструкция с приподнятым затылком, убранными «хвостами» и вообще – без всего лишнего. Кроме начесов и шиньонов – их считали палочкой-выручалочкой тонковолосые невесты. Популярной в то время была короткая стрижка боб, так же модницы стригли густую короткую челку. Любимым аксессуаром всех девушек в 60-х, а в том числе и невест служил ободок, широкая лента в волосах или цветочная композиция.
70-е гг.
Хэппи хиппи тоже выходили замуж. А еще задавали моду на целое поколение. И если платье невесты в 70-х показывало нам утонченную и соблазнительную юную леди, то прическа все же выдавала взбалмошное существо с цветами на голове и в голове. Длинные волосы под пышной фатой не стеснялись распускать. Пряди накручивали плойкой от лица – этакая «светленькая из Аббы». Объемная фата крепилась на небольшой венок из искусственных цветов. Скромницы практиковали вариант с прямой фатой, на которую круглый венок надевали сверху кольцом, а не короной. Образ невесты получался естественным и милым. Во многом нынешняя свадебная мода заимствует детали из 70х годов.
80-гг.
Вот уж где некогда утонченная и нежная дева превращалась в настоящую оторву в подвенечном платье. Начесанный «дракон» нередко красовался на макушке, завитые бигуди локоны ниспадали на плечи-фонарики. Это был образ без границ. Невесты в 80-х как будто не могли сказать себе «стоп». Они делали акцент на всем, на чем только можно: пышная юбка, перчатки, мочалоподобная прическа, объемная фата, венок, блестки, тени, стразы, жемчуга, чуть ли не фольга со всех сторон. И ведь это считалось красиво. Даже законодательница моды тех времен принцесса Диана на церемонии своего бракосочетания выглядела как воздушное пирожное безе. Хотя прическа Леди Ди в 81 году под обилием фаты смотрелась достаточно скромно.
90-е гг.
20 лет назад модно было выходить замуж с высоооокими прическами. Волосы завивали плойками, на бигуди, лепили чуть дальше лба «Эйфелеву Башню» и заливали ее баллонами лака. Не секрет, что обладательницы таких причесок нередко делали их за день до свадьбы, а потом ночь перед торжеством спали сидя. Тем не менее, образ получался величественный, слегка гламурный и очень сложный. Платья тогда были в моде как пышные, так и футлярного покроя. С высокой зачесанной прической отлично смотрелась пышная в меру короткая фата и цветы-шпильки у основания башенки. Изюминкой прически всегда служили выбившиеся и закрученные пряди у лица.
00-е гг.
Ну вот оно, новое тысячелетие. Мода на свадебный образ в начале нулевых, как ни странно, отличалась простотой. Скромный покрой платья, такого же плана прическа. Типичный вариант – низкий пучок с жемчужным ободком. Фата прямая, от пучка. Есть и альтернативная версия невесты XXI века – более яркая. Воланы на кринолиновой юбке, перчатки-митенки «через пальчик», кудри в башенке или венок из локонов. Невеста в нулевые не стесняется широкого декольте, может позволить себе открыть спину. Несмотря на свободу в выборе стиля, достаточно широкий диапазон модных тенденций, все же под венец чаще всего шли в лаконичном прикиде. Это касалось и прически.
Сегодня
Наверное, все-таки нежный образ – он на века. В наши дни невеста все та же искренняя, как в 50-е. Такая же женственная, как в 70-х и утонченная, как в начале прошлого столетия. Сегодня в моде распущенные небрежные кудри с венком из живых цветов. Длинная многослойная фата без кружева, объемные низкие пучки и плетения. Неброские, но элегантные аксессуары. А главное, сейчас очень в моде стиль ретро – который своим многообразием охватывает немалый промежуток времени. В общем, невесте в наши дни есть где разгуляться с ее фантазией.
© Автор статьи: Людмила Александрова